2008 » Сентябрь » 17 » Канал «НТВ» пошел в народ

Канал «НТВ» пошел в народ

Разнообразие – необходимое условие для достижения успеха в нелегкой борьбе за рейтинг. Об этом знает каждый медиабосс. Поэтому сегодня даже «Первый канал» не только работает на широкие народные массы, клепая новые ледовые и цирковые шоу, но и пытается завоевать симпатию интеллектуально подкованного зрителя. Именно для «продвинутой» аудитории предназначался запущенный минувшим летом ночной канал «Городские пижоны», в рамках которого по «первой кнопке» демонстрировались передачи «не для всех»: документальный фильм «Семь поколений рок-н-ролла», сериал «Офис», арт-хаусное кино и т.п.

«НТВ» для подобных экспериментов пока, по всей видимости, не созрело. Вообще, разнообразие в число основных достоинств программной политики этого канала явно не входит. Откроем наугад будничную программу передач «НТВ»: документальный проект «Чистосердечное признание» в 10 утра, судебное шоу «Суд присяжных» - в 14.30, затем – многочасовой марафон криминальных сериалов («Возвращение Мухтара-2», «Платина», «Час Волкова», «Закон и порядок»), скромно разбавленный выпусками новостей. Вечером, после 23.00 – криминально-эротическое «мыло» «Проклятый рай-2». И даже в 3.40 ночи неутомимое «НТВ» показывает нам сериал с многозначительным названием «Братва».

Понятно, что вечно работать на бульварно-криминальный формат (наряду с бандитскими сериалами визитной карточкой «НТВ» являются одиозные «желтушные» проекты типа «Программы максимум» или «Ты не поверишь!») канал не может. Действительно качественные и яркие продукты вроде «Бандитского Петербурга» или «Бригады» на нашем экране не появлялись очень давно, а бесконечно «хавать» всякие «Ментовские войны» не будет даже самый дремучий «пипл». Про телевизионные «скандалы, интриги, расследования» и вовсе молчу – от них не устал разве что сам ведущий «Программы максимум» Глеб Пьяных. В общем, перемены в эфире напрашивались сами собой. Иначе глядишь - заинтересуются программным содержанием «НТВ» соответствующие органы, а там и до обвинений в пропаганде насилия и героизации бандитов недалеко. У нас ведь очень проницательные чиновники: даже в мультяшном сериале «Южный парк», героями которого являются мальчишки-четвероклассники, дяди в погонах сумели найти экстремизм.

Конечно, о ребрендинге и масштабном изменении концепции вещания «НТВ» речи не идет. Пока, во всяком случае. Просто в эфире канала неожиданно появился сериал об обычных работягах. Не о ментах, бандитах или прокурорах, а о простых сотрудниках провинциальной автобазы, честно пытающихся заработать извозом. Особых ожиданий на проект «Автобус» продюсеры канала, судя по всему, не возлагают. Сериал поставили на самую невыгодную позицию в сетке вещания: 11 часов утра буднего дня. Да и на громкие имена новый проект оказался не богат: кроме исполнившего главную роль Виктора Проскурина назвать здесь, в общем-то, некого. И при всем при этом «Автобус» - рубежное для «НТВ» явление. Увязший в глянце, желтизне и криминальном «мыловарении» канал повернулся лицом к простому народу.

Кстати, «Автобус» - далеко не первый сериал о жизни на колесах. Лет семь назад в эфире того же «НТВ» появились «Дальнобойщики». Этот сериал, фактически ставший первооткрывателем жанра «роуд-мыло», был самым что ни на есть «народным». Главные герои «Дальнобойщиков» - «водилы» Сашок и Иваныч (крайне удачный актерский дуэт Владислава Галкина и Владимира Гостюхина) - из серии в серию колесили по родной стране, встречая на бесконечных трассах разных людей – от непременных бандюков с большой дороги до сектантов-фанатиков и активистов движения «зеленых». Нащупанный в сериале эффект постепенного открытия сказочного многообразия российской действительности со всеми ее извечными контрастами и парадоксами может быть обнаружен во многих проектах экранной массовой культуры. Достаточно вспомнить кинофильм «Бумер», в котором дикая, почти что былинная, Россия околдовывала своими полумертвыми просторами четырех головорезов, покинувших Москву на угнанном «БМВ».

Дорога – разомкнутая, свободная, уходящая в бесконечность – лучший фон для сплетения в единый сюжетный клубок разных судеб, а также самый поэтичный инструмент для творческого освоения ландшафта, воспевания почвы. Вспоминайте здесь хоть Керуака с Феллини, хоть российский кинофильм «Не послать ли нам гонца?» c Михаилом Евдокимовым в главной роли. Правда, навряд ли создатели «Автобуса», запуская его в рейс по телеэфиру, размышляли обо всей этой метафизике и поэтике дороги. Скорее, дорожная тематика привлекла их сугубо сюжетной выигрышностью: придумывать новые приключения для колесящих по российским просторам водителей – что может быть проще?

На сравнения с «Дальнобойщиками» сериал «Автобус» (если, конечно, на него вообще обратят внимание зрители и критики) обречен. Уже незатейливая убаюкивающая музыка, играющая во время заставки нового многосерийного фильма, заставляет вспомнить о песенке про «тихий огонек твоей души», которая стала заглавной темой в «Дальнобойщиках». Дуэт главных персонажей «Автобуса», состоящий из опытного водителя Валерия Петровича (Виктор Проскурин) и его молодого напарника Юры (Кирилл Васильев), также отсылает к телевизионной саге о Сашке и Иваныче. Наконец, сценарии эпизодов нового сериала, выстраивающиеся вокруг неожиданных встреч на дороге и нехитрых криминальных заварушек, делают параллель с «Дальнобойщиками» уж слишком очевидной.

Герои «Автобуса» живут и трудятся в заштатном российском городке, в частном транспортном предприятии, носящем «звучное» название «ООО Утюг». Другом, помощником и кормильцем Валерия Петровича и Юры является потрепанный автобус ПАЗик, на котором главные герои отправляются в рейсы по близлежащим городам и селам. Приключения, выпадающие на их долю, донельзя предсказуемы: то невесту, опаздывающую на собственную свадьбу, водители подберут, то с какой-нибудь бандой на дороге повстречаются. При этом действие сериала происходит как будто в вакууме – в условном времени и пространстве. Никаких особых примет современности вроде олигархов, гламурных блондинок, компьютеров и иномарок-внедорожников, в проекте не обнаруживается. Даже мобильник, которым пользуется Валерий Петрович, напоминает скорее о допотопных «трубах» времен «первоначального накопления капитала».

Пожалуй, дело здесь не в стремлении авторов сериала показать бедность и скромность жизни российской провинции и ее трудового класса. И потом – свои олигархи и светские львицы нынче есть в любом Урюпинске. Скорее, следует говорить о том, что «Автобус» - еще один типичный образец лубка, являющий зрителю идиллическую картину быта провинциальной России с ее крошечными полусонными городками и поселками. Герои нового сериала на «НТВ» словно перекочевали на телеэкран из советских фильмов. Сельские бабы и нерадивые парубки в «Автобусе» напоминают задорных колхозников из картин «Дело было в Пенькове» и «Председатель». Сам Валерий Петрович выглядит не столько обычным водилой-люмпеном, покрывающим матерком всех неугодных соседей по трассе, сколько воплощением народной мудрости и символом трудолюбия.

«Народный» сериал состоялся. Примет ли его сам народ – большой вопрос. Кстати, могу подкинуть сценаристам и режиссерам телесериалов отличную идею: можно снять «мыльную» сагу о буднях водителя городской «маршрутки». Главный герой этого сериала – в соответствии с сегодняшними реалиями – совсем не обязательно должен быть русским. А там глядишь – не только оригинальный телепродукт получится, но еще и социально полезная работа по привитию населению толерантности проведена будет.

fontanka.ru

Категория: Теленовости телеканалов | Просмотров: 977 | Добавил: Cepera | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]